"Мельница" - самая известная фолк-рок группа России.
Состав:
Наталья О’Шей (Хелависа) – вокал, ирландская арфа, музыка, тексты, гитара, перкуссия
Сергей Заславский – духовые инструменты (флейта, мелодика, жалейка, возможно, кларнет и аккордеон) и перкуссия
Сергей Вишняков - гитара
Алексей Орлов - виолончель
Алексей Кожанов – бас-гитара
Дмитрий Фролов – барабаны, бойран
Алексей Сапков (Чус) – музыка, тексты, директор группы
Алексей Аржанов (Доктор) – звукорежиссер
Максим Черепанов (Макс) - звукорежиссер сцены
Иван Савин - художник по свету
Алексей Тарасов (Альтар) - администратор группы, администратор Хелависы (как сольного исполнителя)
Стиль группы на текущий момент
Фолк-рок. Самые разные волшебно-сказочно-магические тексты. Если попытаться сформулировать более полно, определение выйдет мудреным: нео-фолк-мидивал-этно-фэнтези-рок. В музыке группы прослеживается влияние народных мелодий (скандинавских, славянских, кельтских и многих других), арт-рока, рока и даже металла. Встречаются мотивы, навеянные средневековой музыкой. В прошлом использовались барочные аранжировки, не актуальные сегодня.
На творчество музыкантов повлияли самые разные композиторы и исполнители - Бах, Гендель, Франческо де Милано, Палестрино, Моцарт, Григ, Малер, Рахманинов, Шопен, Шостакович, Джанис Джоплин, Джим Моррисон, Грейс Слик и группа «Jefferson Airplane», группа «The Mamas & The Papas», группа «Steeleye Span», «Fairport Convention» и ее солистка Sandy Danny, очень ранние "Led Zeppelin", ранние "Queen", ранние "Deep Purple", группы "Iron Maiden", "Jethro Tull", «Manowar», многие исполнители «хипповской» музыки… Каждый из музыкантов группы наверняка добавит ещё.
Сергей Заславский: Можно слушать индастриал и сочинять фолк. А можно слушать фолк и сочинять индастриал.
Творчество группы, безусловно, нельзя отнести ни к кельтике, ни к ирландщине, ни к толкинистской направленности, да и вообще сложно однозначно классифицировать, дать определение.
Исполнение песен различается от раза к разу, группа экспериментирует с аранжировками, манерами вокала, исполнения. Никакой специальной политики игры в разных направлениях нет, есть простая свобода эксперимента.
Грендель: Мы очень долго играли в одном стиле, а сейчас поняли что можем попробовать себя во всем, и нас это прет. Те рамки, которые раньше были, – сейчас они отсутствуют.
Доктор: Стиль должен складываться из звучания и особенностей игры, а не к какому конкретно жанру по форме относится та или иная вещь. Я считаю наших музыкантов настолько талантливыми, что они могут сыграть любую песню в любой стилистике.
Хелависа: Стилистика складывается не из того, что одна песня похожа на регги, другая – на кантри, а именно из состава инструментов, принципа игры, принципа взаимодействия друг с другом. Факт в том, что для нас сейчас важно куда каждая песня сама хочет развиваться, и иногда сразу понятно, что из какой песни будет, и ее надо делать именно так. Иногда приходится пробовать очень разные варианты аранжировок, и именно в плане стилистики, прежде чем мы находим нечто вроде: “О! А вот да, вот так она, пожалуй, и звучит!”. Это может привести к совершенно неожиданному результату.
Сергей Заславский: Стилистика во многом зависит от того, кто исполняет музыкальные произведения. В новом составе музыканты разноплановые, со своим музыкальным бэкграундом, музыкальной историей, люди, которые пробовали себя в разных направлениях, у которых есть свои музыкальные предпочтения. И работая над новыми песнями, каждый привносит свое понимание, свое виденье.
Профессионалы или любители?
Сначала группа играла на маленьких сценах, в клубах, совсем немного было поклонников и тех, кто вообще знал про «Мельницу». Теперь - другие масштабы, качественно иной уровень выступлений. Участники группы признают, что при наличии опыта и сыгранности, по-прежнему необходимо учиться, совершенствоваться, и посвящают этому изрядную долю времени, однако от иных своих занятий и видов деятельности не отказываются.
Чус: Определить что вот это – «профессионально», а вот это «любительски» сыграно сложно. Формально, если в словаре посмотреть, то профессионал - это тот, кто деньги зарабатывает. А любитель – это тот, для кого это как бы хобби. Может быть такая ситуация, что любитель лучше, чем профессионал играет. Не очень понятно, как проводить грань. Просто, есть музыкант хороший, есть не очень хороший. Формально, профессионализм – это техника, когда человек действительно освоил то, что он делает, он технически адекватен. И есть еще такое понятие, как музыкальность, чувство… Когда люди играют уже в каком-то другом измерении, у них уже все по-другому работает. И это не профессионализм, тут речь не о терминах - профессионал, любитель – это не важно вообще. Просто у них уже свое особое чутье и виденье.
Дмитрий Фролов: Хочется сделать именно коллективный продукт. Очень много в Москве сейчас хороших музыкантов, отдельно взятых личностей. А вот именно команд… Каждый из нас в отдельности может что-то собой представлять, а вот сделать что-либо классное вместе, это сложно.
Хелависа: Если по отношению к нам как группе говорить о профессионализме вообще, то наверное нужно говорить, какие у нас аранжировки, и о том, насколько мы сыграны. И в том, и в другом нам, без сомнения, есть куда расти, но мы всему этому учимся, и, надеюсь, сейчас мы гораздо лучше, чем несколько лет назад понимаем, чего избегать и к чему стремиться. Мучаем какие-то вещи, которые даже на концертах вроде неплохо получаются, но мы сидим на репетициях и доводим их. И это хорошо. Наверное, в один прекрасный момент этот перфекционизм и обернется профессионализмом, по крайней мере, я так надеюсь.
Выступления
Группа в основном выступает на площадках, где есть место активным слушателям. Где можно попрыгать, потанцевать, поколбаситься. Непременный танцпол с восторгом встречает каждую энергичную композицию, мощный напор, сумасшедшую силу песен, организует хороводы и «паровозики». Желающие слушать, а не танцевать, находят себе места за клубными столиками, подальше от бурных эмоций и сцены. Бывали выступления на открытых площадках, фестивалях, таких, как «Эммаус» и «Нашествие», происходившие уже на совсем ином качественном уровне взаимодействия музыкантов и слушателей.
Этой осенью состоялся праздничный концерт в честь дня рождения Хелависы в клубе «Апельсин». За несколько дней до концерта билеты в полуторатысячный зал одного из лучших клубов Москвы были сметены подчистую. Зал, что называется, трещал по швам. И музыканты «Мельницы» неожиданно поняли, что время стадионов уже настало. Для презентации третьего альбома «Зов крови» пришлось арендовать Малую спортивную арену спортивного комплекса «Лужники» вместимостью более 8 тысяч зрителей. Таким образом, «Мельница» вошла в престижную десятку рок-групп страны, имеющих возможность собирать стадионы на свои концерты.
Группа выезжает на гастроли по России и ближнему зарубежью. Полноценными гастрольными турами это назвать пока нельзя, хотя презентация третьего альбома «Зов крови» проводится в нескольких городах. Поэтому пока музыкантам более привычна оседлая, нежели гастрольная жизнь. Вдобавок, технические сложности, связанные с необычным составом и звучанием группы, не всегда делают выступление возможным, из-за отсутствия необходимого оборудования.
Концерты в «сидячих» залах, располагающие к неспешному, вдумчивому восприятию музыки, сейчас редки, но планируются. Сообразно таким концертам будут выстраиваться особенные, отдельные программы из соответствующих песен.
Хелависа: В сидячем зале можно себе позволить больше интеллектуального времяпрепровождения, например запилить соло минут на семь, которое будет интересно играть, и которое также будет интересно слушать, под него не надо будет колбаситься. У нас и раньше были сидячие концерты: в ДК на Фрунзенской, или в «Форпосте», правда в последнем, все равно все кончалось тем, что на середине программы народ раскидывал стулья к стенкам и принимался плясать…
Ждут ли группу в будущем корпоративные выступления и частные вечеринки? Кто знает...
Доктор: Варианты докатывания до корпоративок могут быть следующими: первое – будет клип, который будет крутиться по Муз-ТВ, по МТV и песня будет крутиться по «Русскому Радио». Музыкальная пресса будет убеждать в том, что это «офигенно модная группа», а желтая пресса будет запускать какие-нибудь «утки» из личной жизни Хелависы. То есть, когда группа выезжает при помощи пиара. Этот вариант маловероятен, это совершенно не наш путь развития. Вот многие группы сейчас играют по корпоративкам, а такого зала, как «Мельница», собрать не могут. Мы на этот путь не встанем, мы изначально в другой струе. Еще один вариант – это когда наши дорогие любимые слушатели дорастут до крупных постов в больших корпорациях, и тогда мы придем к тем же своим людям.
Кроме того, корпоративки нужно еще уметь играть. На мой взгляд, группа к этому еще, слава Богу, не готова. Так что думаю, что в ближайшем будущем нам это не грозит.
Кто слушает?
Самые разные люди являются слушателями группы. Иногда открытие новой аудитории является сюрпризом, приятной неожиданностью для самих музыкантов. Программисты и домохозяйки, менеджеры и таксисты, пятнадцатилетние и пятидесятилетние – в самых разных уголках страны звучит «Мельница». Обобщить трудно, любые ярлыки неуместны. Слушают и ролевики, и толкинисты, и совсем далекие от ролевого движения люди, да и среди давних поклонников группы нет ни профессионального, ни возрастного единства. Всех объединяет только одно – творчество «Мельницы».
Чус: После завоевания «Ночной кобылой» первого места в годовом чарте «Нашего радио» и начала постоянной ротации, как была разношерстная аудитория, так и осталась. Появилось много новых людей, но они все того же плана.… Есть что-то общее между таксистом, слушающим «Мельницу» и студентом, слушающим «Мельницу». Какие-то общие черты характера можно найти. Как минимум, какой-то общий настрой по отношению к жизни. И поэтому, все разговоры, что у нас появилась какая-то публика, которой раньше не было – да ничего подобного! Просто много новых людей, но они все такие же. У нас не появилось каких-либо людей, которые к нам не пришли бы, если бы они знали Мельницу раньше. С точки зрения продаж, наверное лучше, чтобы к нам вообще все ходили, кто бы ни услышал. А с точки зрения атмосферы на концерте, наверное, все-таки лучше некоторая избирательность.
Хелависа: Меня очень расстраивают некоторые проявления снобизма на нашем форуме: «на концерте была сплошная зелень, студенты ничего не знают, кроме «Ночной кобылы»…» В чем они виноваты, если не знают ничего, кроме «Ночной кобылы»?! В чем они виноваты, что до этого они не слушали «Мельницу»?
Доктор: Сейчас остались считанные единицы людей, которые помнят «Мельницу» никому не известной группой из клуба «Форпост» и совсем немного людей от той волны, которая ходила на «Мельницу» во времена ее первого концерта в Горбушке. Атмосфера на концерте – вещь хорошая, она дает большую энергетику музыкантам, но работая в «Б2» и имея возможность сравнивать, я в свое время поразился. Когда-то металлистами пугали всех и вся, это был самый страшный образ неформала. А сейчас… такая колбасня на Мельнице, что хэви-металлу и не снилась! Очень забавно читать, что «новая публика не соответствует традициям, потому что не колбасится в зале», а просто стоит и слушает, потому что ей интересна музыка сама по себе.
Мельничная магия
"Новая музыка древнего мира".
Мельница не является по-настоящему фэнтезийной группой. Изначально мельничная магия была связана именно с фэнтези, потому что в первую очередь стали делать песни с такими четко вычленимыми страшными сюжетами как “Оборотень” или “Мора”, с набором славянских богов и богинь, и так далее. Несмотря на это, «Мельница» не является (особенно в том варианте, в котором она сейчас существует) чисто фэнтезийной группой, но мельники надеются, что магия все равно существует, потому что, в первую очередь, каждая песня - это действительно песня о какой-то практической магии во вполне реальной жизни.
Хелависа: Я, как автор, могу совершенно точно сказать, что я не выпущу, даже не спою на репетиции, даже мужу не спою песню, если у меня от нее самой не идут мурашки по позвоночнику и я не чувствую именно ее магии, не чувствую энергетический посыл от нее идущий, а значит мы делаем что-то магическое… Магия существует между нами, и мне кажется что для меня, для нас - старожилов группы, пресловутая магия только сейчас и начала раскрываться. Магия, некая химия, существует и между нами всеми.
Грендель: По поводу мельничной магии, которая присутствует на концертах. Ведь речь, в основном, идет о магии на концертах, да? Мы все в группе – обычные люди, которым присущи достоинства и недостатки… Но! Когда мы выходим на сцену, все эти дрязги, все эти сложности, все остается где-то далеко… Мы чувствуем, что мы можем сделать с залом все что хотим, нам настолько приятно играть вместе… Это магия, которая передается всем, кто слушает.
Сергей Заславский: Мельничная магия заключается и в том, что в «Мельнице» присутствуют две самые настоящие реальные ведьмы: ведьма Хелависа и ведьма Алевтина. Многие совершенно неправильно понимают слово “ведьма”, думая, что это что-то ужасное, негативное, безобразное. Если слово “ведьма” разделить пополам, то получится два слова: “ведь” и “ма”. “Ведь” означает “ведать”, а “ма” означает мать. И получается “мать знаний”. Так вот, Хелависа – «мать знания». И Алевтина – «мать знания». Потому что где-то там, в своих прошлых жизнях, они были матерями знания. Да и в этих тоже.
Взято с melnitsa.net